ТАБЛИЦА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 1 ГОДА ДО 6 ЛЕТ
ВНИМАНИЕ! В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка могут быть незначительные отхождения от указанных норм физического и психического развития.
Возраст ребенка |
Физическое развитие |
Психическое развитие |
От двенадцатого до пятнадцатого месяца |
Ребенок делает попытки слезть с высокого стула. Хорошо ползает; преодолевает несколько ступенек лестницы на четвереньках; с одинаковой скоростью – что вверх, что вниз. С поддержкой шагает по лестнице. Ходит без поддержки. Путешествует по жилым помещениям: от ползанья переходит к ходьбе, от ходьбы – обратно к ползанью. Умеет пятиться задом. Может взбираться на мебель. Хорошо сидит на детском стуле. Ловко бросает мяч, пинает мяч (хотя зачастую и промахивается), катает мяч. Пользуется различными бытовыми предметами: зубной щеткой, чашкой, блюдечком, ложкой, расческой и т.д. Может самостоятельно принимать пищу. Открывает доступные ему дверцы шкафов и тумбочек, вытаскивает обнаруженные там предметы. При одевании помогает: рукой ищет рукав, сам ставит ножку в обувь. |
Малыш любит игры с мячом. Очень интересуется содержимым шкафов; открывает дверцы, выдвигает ящики, выбрасывает содержимое шкафов наружу и подолгу рассматривает его. Пользуется посудой, простейшими туалетными принадлежностями, любит «говорить» по телефону. Любит прогулки; торопясь гулять, помогает при одевании. Активно демонстрирует свои чувства: любимую игрушку, человека, которого любит, обнимает; понимает значение поцелуя и целуется. Если его обязывают делать то, что он не хочет, - ребенок злится и всем своим видом демонстрирует независимость. Может произнести несколько простейших слов. Слова посложнее произносит в сокращенном варианте. Близких людей знает не только по лицам, но и по именам. Понимает о ком говорят, когда произносят имя. Правильно выполняет указания вроде «возьми ложку», «дай игрушку», «брось мячик» и т.д. Проявляет интерес к предметам более сложным, чем игрушки, интересуется их устройством. Любит выкладывать предметы из коробки и складывать их обратно; закрывает коробку крышкой. С удовольствием играет в кубики; ставит кубики один на один. Может играть с доступными ему бытовыми предметами: обувью, шкатулкой, коробкой, чашками, кастрюлькой, косметическим набором мамы, шляпой и т.п. «Разговаривать» с предметами, с которыми играет. Ребенок пытается рисовать. |
От пятнадцатого до восемнадцатого месяца |
Хорошо ходит – и в направлении прямо, и по кругу. Может кружиться на месте, подпрыгивать. Бегает, хотя еще и не очень ловко. Наклоняется, поднимает игрушку (раньше он попросту сел бы возле заинтересовавшей его игрушки). С посторонней поддержкой легко преодолевает лестницу. Пытается выбраться из манежика. Взбирается на мебель, спускается с высокого стула. Уверенно сидит на детском стульчике. Может кататься на трехколесном велосипеде или на педальной машине. Пинает мяч, но иногда еще промахивается. Хорошо бросает мяч рукой. Самостоятельно принимает пищу, сидя со всеми за столом (на своем стульчике). По-прежнему активно открывает дверцы шкафов и тумбочек, выдвигает ящики, открывает коробки и шкатулки, вытряхивает содержимое. Пробует играть с заводными игрушками. Карандашом на листе бумаги выводит каракули. |
Понимает уже довольно большое количество слов, но умеет произносить – едва до двух десятков слов, причем слова потруднее переиначивает на свой лад и упрощает. Иногда стремиться к соединению двух простых слов, например, «дай-дай», «пока-пока», «ам-ам» и т.п. Ребенок уже способен составлять простейшие предложения. Если нахватает слов, жестикулирует. Стремится осваивать все новые звуки. Во время бодрствования постоянно лепечет; «разговаривает» с игрушками, «разговаривает» сам с собой, оставшись один в комнате. Иногда из произнесения звуков устраивает себе развлечение: лепечет и смеется. С интересом обследует жилые помещения, заглядывает во все углы. Неплохо различает предметы по форме, по размерам: может отсортировать кубики и колечки. Может правильно с учетом размеров, сложить пирамидку. Помнит рисунки в книжках, и если его просят найти тот или иной рисунок («покажи птичку», «найди собачку»), ребенок открывает книжку, перелистывает ее и показывает нужный рисунок. Складывает конструкции из четырех-пяти кубиков. Знает словесные обозначения частей своего тела. Малыш любит играть в прятки. |
От восемнадцатого до двадцать четвертого месяца |
Не только ходит, но и легко бегает. Все реже спотыкается, потому что на бегу смотрит себе под ноги. Обегает стороной мелкие предметы, какие встречает на пути. Без посторонней помощи поднимается по лестнице (при этом на каждой ступеньке он должен постоять обеими ногами). Спускаться по лестнице без помощи со стороны ему еще трудно. Может садиться на корточки; ловко кувыркается. Может прыгать не только на месте, но и вперед. Способен выбраться из манежика. Открывает дверь в комнату. Пинает мяч, почти не промахиваясь. Подбрасывает мяч вверх. Уверенно катается на трехколесном велосипеде, педальной машине. Может не только вытряхивать предметы из коробок, но и складывать предметы в коробки. Оказывает помощь при раздевании. Умеет сам вымыть руки. Самостоятельно кушает за столом, ловко обращается с чашкой (если она не наполнена до краев). При необходимости передвигает стулья. Способен построить башню из 5-6 кубиков. Переворачивает страницы в книжке. Пытается разобрать заводную игрушку, чтобы дознаться до ее секрета – почему игрушка двигается. Помогает маме по дому. |
Ребенок все лучше понимает речь и сам все больше произносит слов. Словарный запас малыша быстро пополняется (иные дети осваивают к двухлетнему возрасту до пяти десятков слов, что в повседневной жизни весьма облегчает общение с ними). Может отвечать на вопросы. Составляет простейшие предложения из двух-трех слов. С интересом прислушивается к новым словам. Малыш называет себя по имени. Эмоционален, требователен. С удовольствием играет не только с игрушками, но и с любыми бытовыми предметами. Приглашает к игре близких. Любит музыку. Когда играет ритмичная музыка, пританцовывает; когда слышит песню – подпевает. Иногда поет даже без аккомпанемента. Рисует, скорее старательно срисовывает. Когда срисовывать не с чего, получает удовольствие от того, что заполняет лист бумаги каракулями. Ребенок стремится помогать по дому. Копирует поведение взрослых: «готовит» блюда в детской посудке, «читает» книги и т.д. Очень любит рассматривать картинки. Показывает на картинках все, что его просят показать: собаку, домик, самолет, дерево и пр. С интересом смотрит мультики. Стремится к самостоятельности, к независимости. Если независимость взрослыми ограничивается – гневается. Из кубиков способен возвести сложную конструкцию; количество задействованных кубиков – больше пяти. |
Два года шесть месяцев |
Ребенок хорошо бегает, подпрыгивает на двух ногах. Умеет подниматься на цыпочки. Точно бьет ногой по мячу. Без посторонней помощи поднимается и спускается по лестнице, при этом придерживается за перила. Легко переворачивает странице в книге. Некоторые дети уже могут правильно держать карандаш (тремя пальцами). Ловко справляется с ложкой. Активно помогает при одевании. |
Обозначает себя не только именем, но и личными местоимениями – «я», «мне». Отличает множественное число от единственного. Способен испытывать не только радость, гнев, раздражение, удовлетворение, но и более сложное чувство – гордость. Ребенок бывает горд своими достижениями. Проявляет стремление все делать самостоятельно. Иногда вполне сознательно хочет доставить удовольствие своим родителям, в чем-то помочь и добиться этим похвалы. Если его забудут похвалить, огорчается. Играет уже не только в «ладушки», но и в более сложные – ролевые – игры. Во время игры может притвориться – испуганным, например. С удовольствием играет в прятки, в догонялки. Малыш подражает крикам животных и птиц. Имитирует звук автомобильного сигнала, гудок паровоза и др. |
Три года |
Ребенок хорошо бегает и прыгает. Может подниматься по лестнице, не придерживаясь руками за перила. Уверенно спрыгивает нижней ступеньки. Быстро ездит на трехколесном велосипеде. Разбирает игрушки. Складывает довольно сложные конструкции из кубиков. |
Старается по возможности обиходовать себя сам. Ребенок знает названия основных частей тела (может назвать их не менее шести). Быстро увеличивается запас слов. Становится четче произношение слов, однако наиболее сложные слова ребенок по-прежнему упрощает или сокращает. Малыш знает названия основных цветов. Правильно повторяет то, что ему говорится. Может даже заучить простенький стишок. К разным членам семьи относится как к разным индивидуальностям; отсюда – взаимоотношения его с разными членами семьи разные. Отличается хорошей памятью. В повторяемости событий и действий довольно быстро находит систему и способен «вписывать» свое поведение в эту систему. Участвуя в ролевых играх, понимает, когда игра заканчивается; способен принимать участие в планировании игры. Во время игры понимает все новые типы поведения. Может активно участвовать в домашнем кукольном театре; причем к куклам он уже не относится как к живым существам. Если малыш с чем-либо не справляется, то может попросить о помощи. |
Три года шесть месяцев |
Ребенок быстро и уверенно бегает. Поднимается и спускается по лестнице, переставляя ноги со ступеньки на ступеньку поочередно. Совершенно осваивается с трехколесным велосипедом. Может подскакивать не только на двух ногах, но и на одной ноге – причем несколько раз подряд. Прыгает в длину на 20-30 см. Уверенно обращается с книгой. Самостоятельно принимает пищу. Способен застегивать и расстегивать большие пуговицы на одежде. Кое-что из одежды уже надевает сам. Обретает навыки обращения с пластилином. Строит из кубиков достаточно сложные конструкции. Играет с мелкими игрушками. |
Ребенок хорошо знает не только свое имя, но и свой пол. С удовольствием играет с другими детьми. Может вступать в отношения с незнакомыми людьми. Знает назначения многих предметов и использует их по назначению. Способен установить связь между событиями. В эмоциональном отношении малыш становится более чувствительным и умеет выразить свои чувства словами. Любит рисовать и у него на бумане уже многое получается. Развивается воображение. Ребенок любит лепить из глины и пластилина, может подолгу играть в песочнице с различными формочками. Строит сложные конструкции из множества кубиков. Активно пополняется словарный запас малыша. |
Четыре года |
Хорошо бегает и прыгает. Способен несколько раз проскакать на одной ноге. Может недолго стоять на одной ноге (несколько секунд). Хорошо бросает мяч и достаточно уверенно его ловит. Сам умывается и практически самостоятельно посещает туалет. Сам одевается, но иной раз не без помощи мамы. Умеет обращаться с ножницами. |
Может сортировать предметы по таким признакам, как цвет, форма. Хорошо знает названия основных цветов. На предметах одежды различает переднюю и заднюю поверхности. Интересуется разницей полов. Ребенок любит добиваться своего, и если что-то у него не получается, активно протестует. Однако прислушивается к доводам; его можно убедить, хотя иногда для этого требуется время. Задает много вопросов, умеет их правильно сформулировать. Лепит, рисует красками, пользуется ножницами. Очень любит подвижные игры. |
Пять лет |
Быстро бегает, хорошо прыгает. Ловко перескакивает с ноги на ногу. Уверенно поднимается и спускается по лестнице; при этом может даже переносить вверх и вниз некоторые предметы. Подбрасывает и ловит не только мяч, но и любые мелкие предметы. Совершенно осваивает мяч: бросает его точно в том направлении, в каком хочет, соизмеряет дальность броска. Ловит мяч, ударив его об пол. Начинает осваивать двухколесный велосипед. |
Ребенок все чаще проявляет способность контролировать свое поведение – относиться критически к своим поступкам. Стремится держать свои игрушки и предметы отдельно от чужих; однако может сделать усилие над собой и поделиться с кем-либо своим «имуществом». Хорошо играет с другими детьми и предпочитает совместные игры играм в одиночестве. Ищет общения. Начинает отличать хороший поступок от плохого. Проявляет чувство справедливости. Помогает родителям по хозяйству, и порой эта помощь становится ощутимой (малыш даже может сделать простые покупки, что возле дома). Способен проявлять дружелюбие, способен уступать и пожертвовать чем-то. Довольно складно рассказывает простые истории. Помнит свой домашний адрес и номер телефона. Запоминает правила и следует им. Знает некоторые буквы и цыфры. Неплохо ориентируется во времени и пространстве. Имеет очевидные успехи в рисовании карандашами и красками, в лепке из пластелина. |
Шесть лет |
Прекрасно бегает и прыгает. Бегает даже по лестнице. Играет в мяч. Ездит на двухколесном велосипеде. Срисовывает различные фигуры (треугольник, квадрат). Умеет завязывать шнурки и банты. Уверенно обращается с ножницами. |
Все лучше контролирует свое поведение; способен подавлять свой гнев. Ощущает потребность в общении, ищет внимания к себе. Очень радуется, когда другие признают его успехи. Учится «видить» себя со стороны, отличает скромное поведение от нескромного. Начинает понимать свое место в обществе. С удовольствием разговаривает по телефону. Многие дети в этом возрасте уже умеют читать. Ребенок способен решать простенькие бытовые проблемы. |
|