Все о беременности и родах - Таблица развития ребенка первого года жизни
Приветствую Вас Гость | RSS
Понедельник
05.12.2016, 23:35
AguBaby
Главная Мой профильРегистрация
Меню




Праздники России



ТАБЛИЦА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ


ВНИМАНИЕ! В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка могут быть незначительные отхождения от указанных норм физического и психического развития.



Возраст ребенка Физическое развитие Психическое развитие
Первый месяц Средний вес при рождении: у мальчиков – 3200-3400 г; у девочек – 3000-3250 г. Средний рост новорожденного ребенка – 48-50 см. В первые два-три дня после рождения ребенок теряет 4-5 % от первоначального веса; это так называемая физиологическая потеря веса. В дальнейшем ребенок при нормальном развитии должен набирать ежедневно 20-30 г веса. Определяются врожденные рефлексы: хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона), сосательный рефлекс (или хоботковый), подошвенный рефлекс, рефлекс Галанта, феномен ползанья. В основном движения у ребенка бесцельные. Неспеленатый ребенок лежит в той позе, в какой был в утробе матери. Мышцы иногда непроизвольно подергиваются. Ножки не способны выдерживать ни малейшей нагрузки. Если ребенка положить на живот, он пытается приподнять голову. Руки сжаты в кулачки, однако погремушку в руке ребенок удержать не может. Ребенок демонстрирует поведение, какое рассчитано на привлечение внимания (так называемый врожденный способ поведения): плачет, издает одиночные звуки, которые можно классифицировать как гласные; иногда это своеобразные горловые звуки, которые некоторые авторы называют хрюкающими. Временами на личике ребенка можно наблюдать скользящую улыбку. Иногда улыбается во сне. Взгляд не сосредоточенный. От громких звуков вздрагивает и плачет.Услышав ласковый голос мамы, успокаивается, перестает плакать. С удовольствием прислушивается к голосу мамы. Определяет источник звука – смотрит на говорящего. Если источник звука перемещается, ребенок следит за ним глазами и даже слегка поворачивает голову. Поведение ребенка главным образам автоматическое, не осмысленное.
Второй месяц При перепеленании ребенок уже не лежит, свернувшись «калачиком»; ручки и ножки у него расслаблены, могут вытягиваться в стороны. Непроизвольные сокращения мышц уже менее выражены. Кулачки временами разжимаются, и ребенок в состоянии недолго удерживать в руке погремушку. Лежа на животе поднимает голову. Взгляд – фиксированный. Если придать малышу вертикальное положение, пытается удержать голову, покачивает головой. Движения ручек и ножек бессмысленны. Следит глазами за движущимися предметами. Ловит взгляд мамы. Увидев улыбку, улыбается в ответ. Издает различные звуки – воркующие, чавкающие и т.д. На лице у ребенка отображаются его эмоции: можно понять, что он не доволен или, наоборот, всем удовлетворен. Ребенок способен чувствовать настроение родителей (в особенности – мамы); если родители чем то расстроены, то огорчается и ребенок; если испуганы, - ребенок может начать плакать. С интересом рассматривает лицо человека, склонившегося к нему. Любит, когда его держат на руках, покачивают, любит, когда с ним играют и вообще – занимаются им. Если его кладут в кроватку может заплакать. Если ребенок в чем-то нуждается, то он требует своего плачем; в том случае, когда его плача-требования не понимают, начинает злиться. С интересом прислушивается не только к голосам, но и к музыке (но не громкой). Под минорную классическую музыку успокаивается и засыпает. Начинает понимать зависимость: после плача – кормление; а поняв, ребенок находит этой зависимости практическое применение. Плач его постепенно становится не следствием чего бы то ни было (голода, например), а сигналом-требованием. Узнав близких, ребенок им доверяет. К незнакомым людям относится с недоверием и подозрительностью.
Третий месяц Малыш разжимает кулачки. Ручки и ножки у него легко распрямляются. Может делать хватательные движения, но они плохо координированы и выглядят резкими. Нацелившись на что-то схватить, ребенок чаще промахивается, чем хватает. Способен удерживать рукой погремушку и играть с нею – греметь. Цепляется руками за все предметы, какие ему доступны, - за край простыни, за уголок подушки, за локон маминых волос. Может переворачиваться со спины на бок и даже на живот. Играет руками, тянет руки в рот, сосет кулачок и пальцы. Если положить малыша на живот, - легко поднимает голову, осматривается. Будучи в вертикальном положении, довольно уверенно держит голову. В состоянии немного опираться на ножки. Ребенок, которому исполнилось три месяца, должен весить около 6 кг. С интересом изучает окружающий мир. Рассматривает собственные руки, играет с ними. Подолгу смотрит на разноцветные игрушки, но внимание ребенка может привлечь и черно-белое изображение. Если заинтересовавшую ребенка игрушку спрятать, то он ищет ее глазами. Хватает ручками доступные ему предметы. Забавляется с погремушкой; крепко держит ее погромыхивает, прислушивается; возможно, таким образом, устанавливает причинно-следственную связь. Любит общение и всеми доступными способами привлекает к себе внимание: издает различные звуки, улыбается (некоторые дети уже умеют смеяться), гремит погремушкой, внимательно смотрит, а если не достигает цели с помощью названного «арсенала» средств, - плачет. Звуки, которые издает ребенок, напоминают восклицания «аах», «оох», эээ» и др. Плач у ребенка уже не просто плач, это всякий раз плач со значением; опытные мамы по плачу своего малыша порой могут определить, в чем именно их ребенок нуждается. От всех иных плачей отличается силой и требовательностью так называемый голодный плач. Ребенок хорошо уже знает свою маму и легко отличает ее от других членов семьи.
Четвертый месяц Ребенок может переворачиваться с живота на спину. Лежа на животе, приподнимается на локтях, осматривается по сторонам. Способен сидеть, опираясь руками. Хорошо поворачивает голову. Может немного стоять с поддержкой. Глазами ребенок легко прослеживает движение. Уверенно следит глазами за движущимися объектами. Взгляд у ребенка уже более сосредоточенный, чем прежде. У малыша развиваются бинокулярное зрение и глазомер. К заинтересовавшим его предметам тянется обеими руками. Хватает все, что попадает под руку: край одежды, уголок подушки, пеленку и пр. Издает разные звуки, лепечет, пускает пузыри. Любит смеяться. Проявляет радость при виде родителей. Просится на руки – умеет показывать это всем своим видом. Также своим видом, улыбкой как бы приглашает родителей к игре. Не любит лежать в одиночестве; если ребенок не спит, то ищет общения; подавая разные звуки, тем самым как бы зовет маму. Если он в чем-то нуждается, то уже сам довольно ясно представляет себе – в чем именно. Начинает понимать, что окружающие его предметы имеют свои словесные обозначения. Ребенок забавляется с собственными руками, играет с погремушками, и эти игры могут быть шумными и продолжаться довольно долго – весь период бодрствования (родителям придется потерпеть). Любит мяч.
Пятый месяц Движения малыша уже довольно точные: если он что-то хочет схватить, то уже редко промахивается. Схватив заинтересовавший его предмет, крепко держит. Хватает предмет сразу обеими ручками, трясет этот предмет и размахивает им. Осматривается вокруг себя, целенаправленно поворачивает годову, вытягивает шею. Играет со своими ножками. Легко перекатывается со спины на живот и обратно. Ребенок довольно уверенно сидит в подушках или опираясь на ручки. Делает попытки встать и встает, удерживаясь за что-либо руками для равновесия; с поддержкой мамы встает довольно легко. Перекладывает игрушки из руки в руку с осмысленностью. Проявляет большой интерес с кубикам и начинает играть с ними. Поворачивает голову к источнику звука. Пытается повторить те звуки, которые слышит. Если с ним кто-то разговаривает, малыш следит за движениями губ. Также ребенок обращает внимание на жесты и пробует взять их на вооружение; начинает понимать значение некоторых жестов. Произносит отдельные слоги вроде «ба-ба-ба». Продолжает интересоваться окружающими предметами. Доступный незнакомый предмет изучает долго и со всей серьезностью: поворачивает его в руках и так, и сяк, подносит ближе к глазам, тянет в рот (пробует на вкус), бросает, опять берет. Когда ребенок тянется к заинтересовавшему его предмету, заранее складывает пальцы руки так, чтобы взять предмет удобнее и крепче, - это служит проявлением того, что ребенок уже умеет различать формы предметов и делать из этого практические выводы. Имеет явные вкусовые пристрастия: какие-то блюда ему нравятся больше, какие-то меньше. То, что ребенку не нравится, отталкивает от себя. Понимает и очень любит игры с мамой; игра в «ладушки» может стать любимой игрой.
Шестой месяц Малыш легко перекатывается со спины на живот и обратно. Достаточно уверенно сидит без помощи со стороны, однако еще пользуется своими руками для сохранения равновесия. С удоволяствием сидит в детском креслице (стульчике). Перекладывает игрушку из руки в руку; перебирает свои игрушки. Попытки встать все увереннее. Стоит, удерживаясь за что-либо. Играет со своими ножками. Ребенок играет со своими ручками и ножками. Во время бодрствования очень активен. Не лежит на месте, все время в движении, интенсивно накапливает информацию. Играет с простейшими игрушками, передвигает игрушки с места на место, бросает их, обратно тянется к ним. К знакомой игрушке теряет интерес, к незнакомой (новой) игрушке интерес очень велик. Если новая игрушка почему-либо не доступна, ребенок начинает злиться. Тянет к себе и изучает все доступные ему предметы. Если предмет недоступен, но очень хочется его взять, малыш указывает на него. Это один из первых простейших жестов, какие ребенок использует. Способен брать мелкие предметы при помощи указательного и большого пальцев. Может держать по игрушке в каждой руке и переключать внимание с одной игрушки на другую. Будучи чем-то недоволен, не всегда плачет; умеет продемонстрировать свое недовольствие другими способами – главным образом с помощью мимики. Любит играть с кем-либо из близких и порой всем своим видом показывает, что хочет поиграть, и всячески привлекает к себе внимание, как бы зазывает.
От шестого до девятого месяца Ребенок уверенно берет игрушки руками. Вертит игрушки перед собой, рассматривает, тянет их к себе в рот, бросает (а бросив, с интересом следит за тем, как она падает). Стучит игрушками друг о друга. Уже хорошо сидит без посторонней поддержки. Встает, хотя и не вполне уверенно. Стоит, удерживаясь за что-нибудь (за предметы мебели, например) для сохранения равновесия. Хорошо ползает. Может пить из чашки. Может брать мелкие предметы с помощью большого и указательного пальцев. Ребенок очень любит играть с игрушками. У него уже есть любимые игрушки, которые он хочет видеть при себе. С интересом относится к бумаге: может подолгу разглядывать ее, мять, рвать на мелкие кусочки. К движущимся (механическим) игрушкам относится как живым существам; некоторые такие игрушки (не по возрасту) могут даже напугать малыша; но если движущаяся игрушка его не пугает, он тянется к ней и хватает ее. Любит бросать игрушки и наблюдать за тем, как они падают. Повыбрасывает все игрушки из кроватки и зовет кого-нибудь из близких; после того, как игрушки благополучно вернуться в кроватку, малыш опять по одной выбрасывает их. Иногда случайно соединяет слоги между собой. Хорошо знает свое имя и откликается на него – поворачивается на зов. Понимает, что от него требуют когда слышит «ам-ам» или «бай-бай». Знает, что обозначают такие слова как «чашка», «ложка», «кроватка», «мячик», «кошка» и пр. Любит музыку и иногда, слыша музыку, начинает «подпевать» или прыгать – танцевать. Пользуется жестами: тянет к маме руки, если ему надоело сидеть в кроватке, манежике. Уже не пугается посторонних людей, а наоборот, проявляет к ним интерес.
От девятого до двенадцатого месяца Ребенок может довольно ловко и быстро ползать. Если его не удерживать, то он будет совершать настоящие путешествия по жилым помещениям. Умеет разворачиваться ползком. Ползает вокруг предметов мебели и порой старается взобраться на эти предметы. Способен ползком преодолеть несколько ступенек лестницы. Легко садиться. Некоторые дети уже могут самостоятельно вставать и стоять. Ближе к году – делает первые самостоятельные шаги.; ребенок при этом широко расставляет ножки, раскачивается, часто падает; при ходьбе ноги не сгибает. С поддержкой ходит довольно уверенно. Руки у ребенка уже достаточно ловкие для того, чтобы открывать и закрывать коробку, складывать в коробку мелкие предметы. Прекрасно развито хватательное движение: предметы держит очень крепко. Играет с ложкой и чашкой. Ребенок подражает тем звукам, которые слышит. Осваивает двусложные звуки. У него уже довольно четко получаются «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и т.п. Малыш не только произносит эти простейшие слова, но и ассоциирует их с людьми. Пользуется некоторыми жестами: тянет руки к маме, машет рукой при прощании. Если спрятать от ребенка его любимую игрушку, он ее ищет и находит. Любит играть. Не любит оставаться в одиночестве. Оставаясь один, беспокоится, может заплакать. Понимает простейшие словосочетания. Ребенку нравится играть с зеркалом, с удовольствием рассматривает себя в зеркало. Понимает, что такое карман, и начинает интересоваться его содержимым. При купании увлеченно играет с водой: наливает ее в какую –либо емкость и выливает. Понимает соразмерность предметов: складывает мелкие предметы в коробку. Играет в «ладушки». Стучит одним предметом по другому и прислушивается к тому, какой получается звук. Любит рассматривать картинки в детских книжках; с большим интересом слушает пояснения к картинкам.


Поиск





Яндекс цитирования Create a free website Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU
Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz